Фото: freepik.com
В настоящее время европейские газохранилища буквально ломятся от запасов «голубого топлива». Подземные кладовые континента заполнены почти на 92%, что является самым высоким уровнем за всю историю. Казалось бы, о чем волноваться при таком «запасе прочности»? Но столь высокий показатель не вводит в заблуждение американское агентство Bloomberg, которое дает весьма неутешительные прогнозы в отношении ближайшего будущего энергетического рынка Старого Света. Холодная и продолжительная зима может быстро исчерпать рекордные запасы Евросоюза. Грозит ли Европе энергетический кризис нынешней зимой? Об этом «МК» расспросил ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова.
— Возможность возникновения нехватки газа в европейских странах предстоящей зимой зависит от целого ряда факторов. Самым главным из них, пожалуй, можно считать погодные условия. В предыдущие два года Европа относительно спокойно пережила зимние месяцы, поскольку температура не опускалась ниже критических отметок. На этот раз жителям Старого Света может и не повезти. В случае наступления серьезных холодов суточный отбор газа из подземных хранилищ заметно вырастет. Нет сомнений, что к ноябрю европейцы постараются накопить в своих ПГХ максимальные объемы «голубого топлива», то есть увеличить существующие запасы до 95% от суммарных мощностей своих кладовых. Тем не менее существует риски, что к концу отопительного сезона, другими словами, к марту, резервы могут быть исчерпаны на две трети. Если в начале весны сохранится холодная погода, Евросоюз вплотную подойдет к кризисному уровню располагаемого запаса энергоносителей. Судя по всему, именно об этом предупреждают западные отраслевые эксперты.
— Во-первых, импортеры из Азии готовы предлагать поставщикам более выгодные закупочные цены. В июле средняя стоимость тысячи кубометров сжиженного газа в Европе находилась в районе $370. Азиатские импортеры были готовы платить примерно по $500. Естественно, что производители увеличили продажи в более прибыльном направлении.
Во-вторых, азиатские государства заинтересованы в увеличении импорта энергоресурсов, в том числе сжиженного природного газа (СПГ). Местная экономика после спада из-за пандемии коронавируса восстанавливается ускоренными темпами. Кроме того, жаркое лето стало причиной увеличения расходов электричества (а, стало быть, и углеводородного топлива) на кондиционирование помещений, охлаждение производственных объектов, полив сельскохозяйственных угодий и так далее. Например, в Индии в 2024 году период жары стал самым продолжительным в истории. В некоторых районах страны еще в мае температура поднималась до 45 градусов. Власти Нью-Дели были вынуждены объявить красный уровень опасности. Это означает, что населению без необходимости не стоит покидать дома, а при выходе на улицу нужно принять меры предосторожности.
— Конечно, нет. В середине июля в центральных и южных районах Европы также наблюдалась экстремальная жара — до 40 градусов. Однако не стоит забывать, что текущая фактически рекордная «заначка» газа в ПХГ Старого Света — это не что иное, как сохранившиеся с прошлой зимы в связи с ранним потеплением неизрасходованные запасы. Европейцы предпочли лишний раз не тратиться и отбирали углеводороды из подземных хранилищ, время от времени лишь компенсируя потраченные объемы, чтобы держать запасы на высоком уровне.
— Существуют уже свершившиеся события и есть такие факторы, которые при некоторых обстоятельствах проявят себя в будущем. К первым относится то, что в прошлом году у европейских берегов стояли танкеры, наполненные дополнительными объемами СПГ. В этом году такой подстраховки у Европы больше нет, потому что поставки сжиженного топлива летом снизились. Оперативно зафрахтовать новые суда у Евросоюза не получится, поскольку владельцы СПГ-флота предпочитают направлять свои суда в Азию.
— В конце этого года истекает контракт на транзит российского сырья по украинской газотранспортной системе. Киев неоднократно давал понять, что не собирается продлевать заключенное в декабре 2019 года соглашение. Сейчас по этому маршруту прокачиваются минимальные объемы газа — не более 15 млрд кубометров в год. Между тем, если наступит холодная и продолжительная зима, Евросоюзу может не хватить как раз такого количества «голубого топлива».
— Украине и самой не выгодно терять контракт, даже в нынешней, весьма неоднозначной геополитической обстановке приносящий около $1-1,5 млрд в год. Тем не менее Киев продолжает шантажировать Европу, пытаясь выторговать очередное финансирование и новое вооружение. Вместе с тем окончание контракта еще не означает прекращение транзита сырья по украинской газотранспортной системе.
— У Киева на этот счет есть собственное мнение. Украина предлагает прокачивать по своим трубам азербайджанское «голубое топливо». С технологической точки зрения такой вариант возможен. Однако Украина не располагает прямым соединением с ресурсной базой закавказского государства. Связующим звеном является наша страна. Для осуществления этой идеи придется задействовать российские трубопроводы. Вряд ли Москва согласится выступить в такой сделке простым транзитным посредником. Да и переговоры между Киевом и Баку находятся в зачаточном состоянии — азербайджанские производители, у которых давно сформирована постоянная сбытовая клиентура, не горят желанием ввязываться в сомнительную интригу с Украиной.
— Напротив, существуют сценарии, экономически удовлетворяющие все заинтересованные стороны. В соответствии с одним из них Россия может передавать права собственности на энергоносители своим европейским контрагентам на границе с Незалежной. В таком случае формально по украинской ГТС будет поставляться уже не российское сырье, а углеводороды, принадлежащие европейским, то есть независимым трейдерам.
Есть и другой вариант. Когда Украина начинала интеграцию с европейским сообществом, Киев пообещал руководствоваться законодательством ЕС, которое, в частности, обязывает страны — владельцы транснациональных трубопроводов предоставлять равный доступ к своим транспортным мощностям. Такие требования в свое время предъявлялись российскому «Северному потоку», даже несмотря на то что наша страна не находится под действием законодательства Евросоюза. А Украина как раз попадает под эти правила. Теоретически Киев должен разыгрывать место в своей трубе среди потенциальных поставщиков энергоресурсов на открытом конкурсе. «Газпром» мог бы участвовать в таких аукционах, приобретая квоты на поставки углеводородов, — подобные сделки уже заключались несколько лет назад. В нынешних обстоятельствах квоты могли бы покупать европейские трейдеры, не связанные с «Газпромом», а российская монополия сможет обеспечить поставки, заранее заключая сделки с клиентами Старого Света. Впрочем, очевидно, что руководство Украины не намерено выполнять европейские и, по сути, собственные законы, предпочитая шантажировать Брюссель угрозой предстоящего газового дефицита.