Перевозчики рассказали о проблеме отключения «авиационного SWIFT»

Перевозчики могут столкнуться со сложностями при организации полетов из-за отключения от каналов SITA — «авиационного SWIFT». Переход на отечественные решения происходит «в ускоренном режиме» и «риски сняты», заверили в Минтрансе Купить

Авиакомпания «ЮТэйр» UTAR ₽10,97 +0,64% Купить

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Отечественные и иностранные перевозчики, выполняющие рейсы между Россией и другими странами, уже осенью могут столкнуться со сложностями в обеспечении таких перелетов. К этому может привести отключение России от телекоммуникационных каналов, принадлежащих глобальному провайдеру услуг для гражданской авиации, швейцарской компании Societe Internationale de Telecommunication Aeronautiqes (SITA). Об этом РБК рассказали три источника, в одной зарубежной и двух российских авиакомпаниях соответственно.

Канал SITA — «авиационный SWIFT» — это традиционный и самый распространенный инструмент в мировой гражданской авиации для обмена информацией, к примеру между авиакомпаниями и аэропортами. У него более 2,5 тыс. клиентов в 200 странах, решения провайдера используют свыше 1 тыс. аэропортов, технологии задействованы на 90% всех международных авиарейсов в мире, указано на сайте компании. «Из-за отключения, запланированного на конец сентября, российские перевозчики больше не смогут передавать через шлюзы SITA данные о рейсах, пассажирах и багаже в информационные системы международных аэропортов», — утверждает один из собеседников РБК. По его словам, иностранные перевозчики, в свою очередь, останутся без привычного канала SITA для обмена данными с информационными системами российских аэропортов. «Проблема есть, она чувствительна и, безусловно, требует решения», — добавляет источник в иностранной компании-перевозчике.

В Минтрансе знают о ситуации с SITA. Для международных перевозок предстоит обеспечить обмен информацией между российской и международными сетями и организовать альтернативные каналы связи, сообщили РБК в пресс-службе министерства: «Для большинства государств, в которые осуществляются международные полеты, этот вопрос решен, с остальными же продолжаются переговоры с авиационными властями».

В пресс-службе Росавиации РБК заявили, что изменение схемы передачи данных из-за ухода с российского авиарынка глобального провайдера услуг SITA «не оказывает негативного влияния» на деятельность гражданской авиации. С прошлого года российские авиаперевозчики и аэропорты внедряют и успешно используют альтернативные каналы связи других информационных систем, в том числе российского производства. Зарубежные авиакомпании, выполняющие полеты в воздушном пространстве России, также успешно применяют альтернативные каналы связи, добавили в ведомстве.

В пресс-службе SITA отказались от комментариев.

Что такое SITA

Международная компания SITA (Societe Internationale de Telecommunication Aeronautiqes) создана 23 февраля 1949 года 11 ведущими европейскими перевозчиками (среди них, к примеру, Air France) как международное общество авиационной электросвязи, является некоммерческим кооперативом и принадлежит авиатранспортной отрасли.

Телекоммуникационный канал SITA уже более полувека назад стал авиационным прообразом интернета, практическим воплощением трансграничного духа ICAO в международной гражданской авиации, отмечает авиационный эксперт Григорий Померанцев. По его словам, значение SITA, ее каналов и решений для воздушного транспорта во многом аналогично значению системы SWIFT, международной межбанковской платформы для передачи информации и совершения платежей.

Какие риски

К постепенному сворачиванию работы в России SITA приступила в связи с проведением специальной военной операции на Украине. Большинство зарубежных компаний, оказывающих услуги российским перевозчикам, под давлением международных санкций были вынуждены прекратить сотрудничество с ними и в целом с отраслью воздушных перевозок страны, отмечает представитель Минтранса. Большинство сервисов SITA в России было отключено в течение 2022 года, добавил он. В компаниях «Сирена-Трэвел» и ORS, ведущих российских разработчиках систем бронирования билетов для авиакомпаний, сообщили, что SITA планирует прекратить сотрудничество с ними в части передачи данных уже в сентябре и октябре.

Все Старейшие страховые компании региона

САО «МЕДЭКСПРЕСС»  Дата регистрации 08.01.1992

ООО «СК "ВЫСОТА"»  Дата регистрации 12.10.1993

АО «БАЛТИЙСКИЙ ЛИЗИНГ»  Дата регистрации 09.12.1993

АО СК «ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК»  Дата регистрации 17.03.1994

Бизнес

В результате у иностранных перевозчиков могут возникнуть проблемы с обслуживанием их пассажиров в аэропортах России из-за невозможности использования собственных систем регистрации, замечает представитель «Сирена-Трэвел». Но при этом можно использовать отечественное программное обеспечение (к примеру, Astra — систему, обеспечивающую выполнение всех необходимых операций процесса регистрации пассажиров и багажа, ведения сезонного расписания и т.д.) в российских аэропортах, которое подходит для обслуживания любых авиакомпаний, отмечает он. По словам представителя «Сирена-Трэвел», сейчас работа системы Astra в России переведена на альтернативные каналы связи: «Зависимость от иностранного провайдера связи сведена к минимуму». Отключение от SITA никак не коснется пассажиров, изменений они не заметят, утверждает гендиректор ORS Александр Сизинцев. «Авиакомпании и российские аэропорты, участвующие в обслуживании международного пассажиропотока, смогут использовать альтернативные, российские решения для обмена данными», — поясняет он.

Представители Шереметьево, Домодедово, Пулково, аэропорта Казани и холдинга «Аэропорты регионов» (управляет аэропортами в Екатеринбурге, Самаре и др.) заявили о полной готовности своей IT-инфраструктуры для работы с любыми авиакомпаниями, включая иностранные, и об организации собственных прямых каналов связи с ними. За прошедший год в российских аэропортах было обслужено 185,4 млн пассажиров. Отключение от сервисов SITA не окажет существенного влияния на пассажиропоток авиакомпаний России, так как его основная доля формируется за счет собственных каналов продаж и внутри контура отечественной автоматизированной системы оформления воздушных перевозок, сообщили РБК в пресс-службе «Аэрофлота».

Для авиакомпаний, которые используют каналы передачи данных SITA и не принимают мер по переходу на альтернативные каналы, действительно, возможны проблемы, отмечает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Отечественные перевозчики спокойно адаптируются к новым каналам, но иностранным аэропортам и авиакомпаниям придется подстраиваться под предложенные российские альтернативные технологии, добавляет Померанцев. «Но это вполне решаемые задачи», — считает он.

«В каких-то аэропортах уже произошел переход на альтернативные каналы связи, а в каких-то аэропортах идет интенсивное обсуждение между IT-подразделениями аэропортов и российскими авиакомпаниями, которые там обслуживаются, о поиске альтернативных вариантов обслуживания», — добавил представитель «Сирена-Трэвел».

При этом есть направления полетов, требующие повышенного внимания, к примеру Китай, говорят собеседники РБК. По словам одного из них, до сих пор не ясно, по каким каналам будет происходить обмен данными между российскими перевозчиками и китайскими аэропортами. «Если в вопросе поиска решения проблемы передачи информации между российскими авиакомпаниями и пограничными органами Китая еще есть хоть какое-то понимание, то как решить проблему передачи информации между инвенторными системами (в них хранится расписание рейсов, наличие мест на них, а занятые места связываются с пассажирами. — РБК) российских авиакомпаний и зарубежных аэропортов, понимания нет», — замечает собеседник. Ситуация с полетами в Китай после отключения от SITA наиболее сложная для авиакомпаний России, соглашается представитель «Сирена-Трэвел».

Как к отключению готовятся власти и компании

Минтранс планирует провести очную встречу с авиационными властями Китая для урегулирования целого ряда вопросов, в том числе о невозможности использования каналов SITA в КНР российскими перевозчиками, говорят представитель «Сирена-Трэвел» и собеседник РБК в российской авиакомпании. Представитель Минтранса это не комментирует.

При этом во многих странах решение SITA не единственное, указывает Сизинцев. «В любом случае обмен информацией между авиакомпаниями и аэропортами можно обеспечить альтернативными способами», — поясняет он.

Бизнес

«Уральские авиалинии» после прекращения SITA оказания услуг российским компаниям будут договариваться с каждым аэропортом индивидуально о канале передачи данных, говорит представитель перевозчика. «На текущий момент наша авиакомпания уже договорилась со всеми аэропортами, куда осуществляет полеты, и уход SITA нас уже никак не коснется», — утверждает он. При этом в ситуации открытия новых направлений в зарубежные аэропорты «придется дополнительно обсуждать еще и вопрос передачи данных, но при заинтересованности со стороны аэропорта — это решаемый вопрос». По словам замгендиректора «ИрАэро» Сергея Крупнова, строить прогнозы, насколько безболезненно произойдет настройка альтернативных каналов обмена данными, сейчас сложно. «Эта возможная проблема — головная боль всех российских и зарубежных авиакомпаний, выполняющих полеты в Россию, и надеюсь, что совместными усилиями, при поддержке авиационных властей России, процесс перехода на альтернативные каналы связи авиакомпаний с зарубежными аэропортами в итоге будет незаметен для пассажиров», — сказал он.

Минтранс целенаправленно и последовательно занимается решением вопросов импортонезависимости отраслевых IT-решений, напоминает представитель ведомства. В частности, по его словам, под эгидой индустриального центра компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений «Авиационный транспорт» при участии «Аэрофлота» подведомственным Минтрансу ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» была разработана и в настоящее время эксплуатируется информационная система «Авиационная сервисная платформа».

Сегодня услуги системы уже предоставляются пяти авиакомпаниям и 39 аэропортам у нас и за рубежом. Работы по подключению других авиапредприятий России и дружественных стран продолжаются. «Риски, связанные с функционированием внутренних воздушных перевозок, сняты. Вместе с тем работа по миграции авиакомпаний и аэропортов на отечественную систему продолжается в ускоренном режиме», — подчеркнули в пресс-службе Минтранса.

Представитель «Белавиа» отказался от комментариев. РБК направил запросы в пресс-службы Emirates, Turkish Airlines и других крупнейших зарубежных авиакомпаний, летающих в Россию.

Авторы Теги

Источник

Оцените статью
ФИНАНСОВЫЕ НОВОСТИ РОССИИ
Добавить комментарий