«Дом.РФ» станет частным, но под государственной крышей

«Дом.РФ» станет частным, но под государственной крышей

Фото: mgsu.ru

Госкорпорация «Дом.РФ» и правительство начали работать над возможными вариантами ее приватизации. Предполагается первичное размещение акций (IPO) на Мосбирже. Оно предварительно запланировано на следующий год.

Какая доля компании будет приватизирована, пока не решено, но по словам источников газеты «Ведомости», обязательным условием является сохранение за государством контрольного пакета (более 50%). Один из рассматриваемых вариантов — размещение акций в размере 36% от капитала (это доля Фонда национального благосостояния, который сможет таким образом получить свои деньги обратно, хотя бы частично).

С точки зрения государственных интересов решение о приватизации «Дом.PФ» будет контрпродуктивным. Напомним, что в настоящее время это не просто акционерное общество, полностью принадлежащее государству, а институт развития. То есть смысл его существования — выполнение государственных задач. А получение прибыли — цель вторичная или, точнее, даже побочная. Главное — чтобы государственные задачи выполнялись, причем, желательно, как можно менее обременяя федеральный бюджет.

Если же «Дом.РФ» выйдет на IPO и у него появятся миноритарные акционеры, никак не связанные с государством, то на первый план неизбежно выйдет максимизация прибыли. Это азбучная истина — почитайте любой учебник экономики. А значит, решение государственных задач перестанет быть для «Дом.РФ» приоритетом; соображения пользы будут приниматься в расчет лишь постольку, поскольку не противоречат максимизации прибыли.

Проиллюстрировать это можно на примере из недавнего прошлого. В начале текущего года много шума наделала история о том, что некоторые банки стали брать комиссии с застройщиков за выдачу льготной ипотеки на покупку квартир в их домах. Это произошло после того, как государство сократило размер субсидии банкам по льготной ипотеке, а те не захотели мириться с сокращением своих доходов и решили компенсировать недополученную прибыль через комиссии с застройщиков, которые, в свою очередь, стали закладывать эти расходы в цену недвижимости.

Понятно, что такая практика идет вразрез с «государственной задачей» обеспечения доступности жилья, но, как ни странно, первым к такой практике прибегнул Сбер, за ним последовали несколько других банков, включая так же государственный ВТБ. И только твердая позиция «Дом.РФ» как института развития позволила купировать распространение этой практики.

Сначала банк «Дом.РФ» (полностью принадлежащий госкорпорации «Дом.РФ»), который на тот момент занимал четвертое место по объему выдач ипотеки, четко заявил, что комиссий с застройщиков вводить не будет. Затем Виталий Мутко, глава госкорпорации, являющейся оператором программ субсидирования ипотеки, заявил, что «Дом.РФ» может перераспределить лимиты по льготной ипотеке, забрав их у банков, которые ввели комиссию с застройщиков, и передав их тем, кто не стал этого делать.

Эта история показывает, что принадлежность государству контрольного пакета акций компании (в данном случае — Сбера и ВТБ) совсем не означает, что компания будет учитывать интересы основного владельца в своей деятельности в ущерб максимизации прибыли. А вот институт развития действовал иначе: он поставил интересы государства на первый план и это кардинально изменило ситуацию. Если бы «Дом.РФ» на тот момент был бы обычным АО с акциями, обращающимися на бирже, он, скорее всего, последовал бы примеру крупнейших банков и тоже заработал бы свою копеечку.

Так что приватизация «Дом.РФ» будет иметь негативные последствия для эффективности государственной политики в области жилищного строительства. В этом случае корпорация просто присоединится к толпе тех, кто наживается на щедрой государственной поддержке строительной отрасли.

Так зачем же это делается? Зачем государству продавать долю в госкорпорации, делая ее менее эффективной с точки зрения его интересов? Может быть, приходится идти на это ради тех средств, которые будут получены от размещения акций на бирже? Наверное, это одна из причин — ведь в недавнем Послании президента были озвучены грандиозные планы, средства для выполнения которых еще надо поискать. Но, скорее всего, дело не только в этом. Объясним нашу версию подробнее.

В том же Послании президент сказал, что российский фондовый рынок должен стать источником инвестиционного капитала для компаний, и поставил перед чиновниками задачу удвоения его капитализации — к 2030 г. она должна достичь 66% от ВВП (на конец 2023-го — порядка 33% от ВВП). Выполнить поручение президента чиновники могли бы, создав условия для массового выхода на рынок акций новых компаний, что позволило бы им получать средства инвесторов и вкладываться в развитие. Это полезный для экономики, но долгий и сложный путь.

Чиновникам гораздо проще идти другими путями. Можно, например, надуть пузырь на фондовом рынке. Напомню: в 2006—2007 годах капитализация российского фондового рынка превышала 100% ВВП, то есть была гораздо выше, чем та амбициозная цель, которую президент ставит сейчас.

Однако из этого не следует, что в те годы наш фондовый рынок был таким уж эффективным средством «преобразования сбережений в инвестиции». Это означает лишь то, что тогда на нем (так же, как на всех мировых рынках) надулся гигантский пузырь, который с треском лопнул в 2008-м, и капитализация российского рынка резко упала до порядка 30% от ВВП.

А надуть пузырь не так уж и сложно, если направить на это достаточно много денег из госбюджета — надо только организовать государственное софинансирование инвестиций и щедрые налоговые вычеты (а они для индивидуальных инвестиционных счетов третьего типа — ИИС-3 — будут весьма существенными!).

Если господдержка окажется весомой, то население деньги на рынок принесет. Но если при этом не будет значимого объема новых IPO, то пользы для развития реальной экономики от средств населения, пришедших на биржу, будет немного: они просто уйдут в спекуляции и в надувание пузыря. Но поставленная президентом задача будет выполняться: капитализация рынка вырастет!

Еще один простой путь — вывод на фондовый рынок компаний, которые сейчас полностью принадлежат государству.

Поскольку акции таких компаний не торгуются на рынке, то в расчет его капитализации они не входят. Если же вывести на рынок через IPO даже небольшую долю акций такой компании, то у них возникнет рыночная стоимость, а значит, у компании появится четко определенная капитализация, которая войдет в расчет рынка в целом. Правительственные чиновники смогут отчитаться о росте капитализации рынка, что и требовалось!

То, что идея о приватизации «Дом.РФ» через IPO возникла именно сейчас — сразу после Послания президента, наталкивает на мысль, что «возгонка» капитализации рынка могла быть одним из оснований для этого решения — контрпродуктивного с точки зрения государственных интересов.

Источник

Оцените статью
ФИНАНСОВЫЕ НОВОСТИ РОССИИ
Добавить комментарий